9 класс. Календарно-тематическое планирование. Литература.

         Бюджетное муниципальное

                  общеобразовательное учреждение

      "Ахтубинская средняя общеобразовательная школа"

        Красноярского  района Астраханской области                                                  

 

 

9 класс. Календарно-тематическое планирование. Литература.

 

Бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ахтубинская средняя общеобразовательная школа»

                                 Красноярский район

                                                                        

 

 

 

Рабочая учебная программа

по литературе

для 9 класса

(по программе В.Я. Коровиной)

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Кайбалдиева С.А.

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

                                                   п.Комсомольский

2013-2014 уч.год

 

         Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы основного общего  образования по  литературе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

 

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс)  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с примерной программой основного общего образования по литературе, утвержденной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, программой по литературе под редакцией В.Я. Коровиной  и рассчитана на 102 часа, в том числе: 5 часов  контрольных работ, 9 часов развития речи.

При изучении программы используется методический комплект:

1.        Литература: 9 кл. : Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений \ Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2011

2.        Золотарева И.В.. Беломестных О.Б., Корнева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: «ВАКО», 2006

Основу содержания литературы как учебного предмета в 9 классе составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы в 9 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-               осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-               выразительное чтение художественного текста;

-               различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-               ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-               заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-               анализ и интерпретация произведения;

-               составление планов и написание отзывов о произведениях;

-               написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-               целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Особенностью содержания школьного литературного образования является концентрическое построение. Литература 9 класса входит в первый концентр. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Литературное образование на данном этапе (9 класс) является  переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Одна из обязательных составляющих литературного образования в 9 классе – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры, в 9 классе –  6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений).

Цели:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·                воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·                развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

·                освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

·                овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

-               выделение характерных причинно-следственных связей;

-               сравнение и сопоставление;

-               умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

-               самостоятельное выполнение различных творческих работ;

-               способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

-               осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-               владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

-               составление плана, тезиса, конспекта;

-               подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-               использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

-               самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

·                образную природу словесного искусства;

·                содержание изученных литературных произведений;

·                основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др.;

·                изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

·                воспринимать и анализировать художественный текст;

·                выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

·                определять род и жанр литературного произведения;

·                выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

·                характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

·                сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

·                выявлять авторскую позицию;

·                выражать свое отношение к прочитанному;

·                выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

·                владеть различными видами пересказа;

·                строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

·                участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

·                писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

·                определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

·                поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Основные теоретико-литературные понятия

-               Художественная литература как искусство слова.

-               Художественный образ.

-               Фольклор. Жанры фольклора.

-               Литературные роды и жанры.

-               Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

-               Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

-               Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

-               Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

 

Формы организации учебного процесса:

групповые, индивидуально-групповые, фронтальные,  классные и внеклассные;

Предметное содержание учебного процесса: монопредметный

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

по предмету «Литература» для 9 класса  рассчитан на 102 часа 

( 3 часа в неделю)

 

 

№ п\п

Название раздела

Кол-во

часов

В том числе:

 

уроки

Уроки разв. речи

Контр.

работы

1.

Введение

1

1

 

 

2.

Древнерусская литература

2

2

 

 

3.

Литература XVIII века

10

9

1

 

4.

Русская литература XIX века

55

48

7

1

5.

6.

Русская литература XX

Зарубежная литература

26

8

 

24

7

2

1

2

 

Итого

102

 

 

 

 

Содержание  учебного курса по литературе  для 9 класса рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю)

 

Введение – 1 час

Литература и ее роль в духовной жизни общества. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение  и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 

Древнерусская литература – 2 часа

 «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства. Характерные особенности произведения.

Теория литературы.  «Слово» как жанр древнерусской литературы.

 

Литература XVIII века – 10 часов (9+ 1 час развития речи)

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов -  великий русский ученый, поэт, реформатор литературного русского языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»,  «Ода на день восшествия…» - типичные произведения в духе классицизма. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович  Державин. Слово о поэте.  «Властителям и судиям». Обличение несправедливости.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.  «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник.

 Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Николай Михайлович Карамзин – писатель и историк.  Слово о писателе.   «Бедная Лиза», «Осень».  Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы.  Понятие о сентиментализме (начальные представления).

 

Русская литература XIX века – 55 часов (48+7 часов развития речи)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия.

XIX  век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». Романтический образ моря. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти.

Романтическая лирика начала века. К.Н. Батюшков, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский,К.Ф. Рылеев, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский.

Теория литературы. Понятие о романтизме (развитие представления).

Александр Сергеевич Грибоедов: личность и судьба. Слово о драматурге.  «Горе от ума». Обзор содержания комедии. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Теория литературы. Конфликт  в драматическом произведении (развитие понятия).

Александр Сергеевич  Пушкин: жизнь и судьба. Слово о поэте. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. «Княжна Мери». Главные и второстепенные герои.

Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувства одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Слово о поэте. «Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «подлец-изобретатель» - новый герой эпохи.

Теория литературы. Развитие понятия о литературном типе, о сатире. Образ-символ (начальные представления).

Александр Николаевич Островский. Слово о поэте. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя как средоточие нравственных начал. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность»  - обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к духовному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм «диалектика души», чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Теория литературы. Автобиографичность произведения (развитие понятия). Внутренний монолог (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Слово о поэте. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

 

Поэзия XIX века

Творчество Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и других поэтов. Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

 

Русская литература XX - 26 часов(24+ 2 часа развития речи)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Ведущие прозаики России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». Печальная история людей разных социальных слоев.  «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Разлука героев.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» - смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней картины для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Русская поэзия XX века.

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, вводов лирической поэзии. Вершины явления русской поэзии XX века.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди людей…», «Возмездие», «Ямбы». Высокие идеалы и предчувствия перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое проникновенное чувство родины.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…».

Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Россия – главная тема есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся».

Сатирические стихи, стихи о любви. Новаторство Маяковского-поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежностью – потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку» из цикла «Ахматовой», «Родина».

Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Я где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «Завещание».

Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Бег времени».

 Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия». Стихотворения о родине, о природе.

«Я убит подо Ржевом»…». Реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест…». Философская глубина лирики Б.Пастернака.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (развитие понятий).

 

Зарубежная литература – 8 часов (7 +1 час развития речи)

Античная лирика. Катулл. Гораций. Слово о поэтах. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира.

И.В.Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская комедия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Учебно-методическое обеспечение

      

Учебно-программные материалы:

 

1) Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

2)     Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Народное  образование № 8, 2005г.

        3) Программы для общеобразовательных учреждений   «Литература 5-11классы», составители:  В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин– М. : Просвещение, 2005

 

Учебно-теоретические материалы:

1) Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровина – М.: Просвещение, 2011

2) И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004

          

Учебно-практические материалы:

1)      Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2003

2)      Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2003

 

Учебно-справочные материалы:

1)   Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохова, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунов, Т.Г. Кучина, М.Б. Ладыгина и др., М.: Дрофа, 1999

2)     Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – М.: Азбуковник, 1998

3)      Словарь литературоведческих терминов \Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев – М.: Просвещение, 2003

 

Список литературы

 

1. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

2.      Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Народное  образование № 8, 2005г.

3. Программы для общеобразовательных учреждений   «Литература 5-11классы», составители:  В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин– М. : Просвещение, 2002

4. И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004

5. Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2003

6. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дата урока

Фактическая дата

№ урока

Тема и тип урока

Виды и формы контроля

ЗУН(ы), формируемые в теме

Ключевые компетенции, формируемые в теме

Межпредметные связи

Примечание

Древнерусская литература - 3 часа

 

 

1.

 Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

2-3.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…».

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблематика авторства «Слова…».

Отрывок наизусть

 

 

Практикум

История открытия «Слова…», жанры древнерусской литературы

 

История Древней Руси

 

Литература XVIII века – 10 часов (9 + 1 час развития речи)

 

 

4.

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма.

 

 

Формировать мировоззрение школьников;

 уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях; умение ставить цели, определять пути их решения, выделять главное, классифицировать, рефлектировать.

 

 

 

 

5.

 М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

Практикум

Сведения об авторе, признаки классицизма в произведениях Ломоносова

 

 

 

 

6.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

Наизусть отрывок

Характерные особенности оды как жанра лирической поэзии

История «Исторические личности»

 

 

 

7.

 Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».

 

Сведения об авторе, максимализм, категоричность

 

 

 

 

8.

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

Практикум, наизусть

 

 

 

 

 

9.

 «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

 

Сведения об авторе

История «Исторические личности»

 

 

 

10.

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Практикум, сжатое изложение с творческим заданием

Понятие о жанре

 

 

 

 

11.

Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Внимание Н.Карамзина к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

 

Сведения об авторе, эпистолярный стиль

История «Исторические личности»

 

 

 

12.

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Практикум

 

 

 

 

 

13.

Р.р. Подготовка и написание сочинения «Литература 18 века в восприятии современного читателя» ( на примере одного-двух произведений)

 

 

 

 

Русская литература XIX века – 55 часов (48+7 часов развития речи)

 

 

14.

Общая характеристика русской  и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

 

Романтизм

осуществлять самооценку деятельности; самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

находить способы взаимодействия при работе в группе, уметь вступать в полемику и вести дискуссию; уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей;

формировать пути здорового образа жизни, внутренней зкологической культуры

использование для решения познавательных задач справочных пособий,

отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

 

 

 

 

15-16.

Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

 

Практикум

Сведения об авторе, субъективизм, жанр баллады

История «Исторические личности»

 

 

 

17.

Романтическая лирика начала века. К.Н. Батюшков,  Е.А. Баратынский.  Развитие представлений о лирическом герое. Элегический характер творчества. Понятие об элегии как романтическом жанре.

Наизусть

Понятие о жанре элегии

 

 

 

 

18.

Р.Р. Обучение анализу лирического стихотворения (урок-практикум).

 

Элегия, мироощущение

 

 

 

 

19.

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга (урок лекция).

 

Сведения об авторе, оригинальность, энциклопедизм

История «Исторические личности»

 

 

 

20.

Комедия «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии. Знакомство с героями. Чтение ключевых сцен пьесы (комбинированный урок).

 

Комедия, семантика фамилийконсерватизм, крепостничество, прогресс

 

 

 

 

21.

Фамусовская Москва в комедии. Обучение анализу монолога (комбинированный урок).

 

Кульминация конфликта

 

 

 

 

22-23.

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.. Анализ сцены бала (комбинированный урок).

 

Внесценические персонажи

 

 

 

 

24.

Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу драматического произведения (по комедии «Горе от ума»).

Урок развития речи

Новаторство, традиции

 

 

 

 

25.

И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Домашнее сочинение по комедии «Горе от ума».

Урок развития речи (творческая работа)

Герой времени, антигерой

 

 

 

 

26.

А.С. Пушкин: жизнь и творчество (урок лекция). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.

Наизусть

Сведения об авторе, вольнолюбивая лирика

История «Исторические личности»

 

 

 

27.

Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар». (Урок- анализ)

Наизусть

Пафос, идиллия

 

 

 

 

28.

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…». Адресаты любовной лирики поэта. (Урок-семинар).

Наизусть

Эволюция темы

 

 

 

 

29.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

Практикум

Сквозная тема, лирическая медитация

 

 

 

 

30.

Обучение анализу лирического стихотворения.

Урок развития речи, творческая работа

 

 

 

 

 

31.

А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров. Индивидуалистический характер Алеко. «Моцарт и Сольери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии.

Урок внеклассного чтения

Жанр романтической поэмы

 

 

 

 

32.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

Урок -лекция

Жанр романа в стихах, «онегинская строфа»

 

 

 

 

33.

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

Урок-беседа с анализом

 

 

 

 

 

34.

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Отрывок наизусть

Реализм

 

 

 

 

35.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Практикум

 

 

 

 

 

36.

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Урок-беседа

 

 

 

 

 

37.

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

Урок-семинар

 

 

 

 

 

38.

Пушкинский роман в зеркале русской критики.

 

 

 

 

 

 

 

39.

Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Урок развития речи

 

план как вид информационной переработки текста;

адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

приведение примеров, подбор аргументов;

владение монологической  и диалогической речью;

осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений;

самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст;

понимать и анализировать художественную роль стиля в произведениях художественной литературы,

отбирать нужный по теме материал, используя дополнительные источники информации;

делать  сообщения;

 

 

 

 

 

 

40.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Парус», «И скучно и грустно…»

Урок-лекция, беседа

Сведения об авторе

История «Исторические личности»

 

 

 

41.

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк».

Практикум

Гражданский пафос

 

 

 

 

42.

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

Практикум

 

 

 

 

 

43.

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя его поэзии.

Урок-семинар

 

 

 

 

 

44.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции.

Урок-лекция

Сюжет, фабула, композиция

 

 

 

 

45.

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

Урок-беседа с анализом

 

 

 

 

 

46-47.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Урок-беседа с анализом

 

 

 

 

 

48.

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Практикум

 

 

 

49.

Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина.

Практикум

 

 

 

50.

Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия и роман в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению.

Урок-семинар

 

 

 

51.

Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Урок развития речи

 

 

 

52.

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

Урок-лекция

Сведения об авторе

 

 

 

 

53-54.

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

Практикум

Поэма, система образов

 

 

 

 

55.

Образ города в поэме.

Урок-беседа

Художественная деталь

 

 

 

 

56.

Образ Чичикова. Чичиков как новый герой и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы .

Урок-диспут

 

 

 

 

 

57-58.

«Мертвые души» - поэма о величии России. Поэма в оценках В.Г.Белинского. Классное сочинение по произведению

Урок-семинар, урок развития речи

 

 

 

 

 

59.

А.Н. Островский. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Урок-лекция

Сведения о жизни драматурга

История «Исторические личности»

 

 

 

60.

«Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы.

Урок-беседа

Композиция пьесы, понятие конфликта

 

 

 

 

61.

Ф.М. Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в  повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

Урок-лекция

Сведения о жизни писателя. Обучение монологическому высказыванию

История «Исторические личности»

 

 

 

62.

Роль истории Настеньки  в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.

Урок-беседа

Обучение аналитическому чтению

 

 

 

 

63.

Петербург Достоевского

Творческая работа

Особенности пейзажа

 

 

 

 

64 .

Личность Л.Н. Толстого. Автобиографическая трилогия «Юность». Обзор содержания. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Психологизм прозы Толстого

Урок внеклассного чтения

Обучение работе с учебником. Диалектика души героя

История «Исторические личности»

 

 

 

65.

 А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.

Урок-лекция

Сведение о писателе, эпоха «Безвременья»

История «Исторические личности»

 

 

 

66.

«Маленькая трилогия». Художественное мастерство Чехова-рассказчика.

 

Философско-нравственная проблематика трилогии

 

 

 

 

67.

Подготовка и написание сочинения-ответа на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений А.Н. Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)».

Урок развития речи

 

 

68.

Стихотворения разных жанров Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений.

Урок внеклассного чтения

Литература XX века – 26 часов(24+ 2 часа развития речи)

 

 

69.

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

Урок-лекция

Конспектирование статьи, работа со словарем

 

 

 

 

 

70-71.

И.А.Бунин. Мотивы русской литературы в новелле И.А. Бунина «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Урок-беседа, практикум

Мотивы и сюжеты литературы XIX века

 

 

 

 

 

72.

М.А. Булгаков. Жизнь и судьба.  Повесть «Собачье сердце» как социально-философская сатира на человеческое общество. История создания и судьба повести. Сатира на общество шариковых и швондеров.

Урок-лекция, беседа

Сведения о писателе

 

История «Исторические личности»

 

 

 

73.

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия.

Практикум

Социальная психология, социальная позиция

 

 

 

 

 

74.

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

Урок-беседа

 

 

 

 

 

 

75.

Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

Практикум

 

 

 

 

 

 

76.

А.И.Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

Урок-беседа

 

 

 

 

 

 

77.

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

Урок-беседа

 

 

 

 

 

 

78.

Контрольная работа по произведениям второй половины 19 и 20 века.

 

 

 

 

 

 

 

79.

«Серебряный век» русской поэзии.

Урок-лекция

Декаданс, ренессанс, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм

 

 

 

 

 

80-81.

А.А. Блок. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. «О доблестях, о подвиге, о славе…».

Наизусть

Сведения о поэте, символизм, мистика, трагизм, музыкальность

 

История «Исторические личности»

 

 

 

82-83.

Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер…» и др. Размышления о жизни, природе, предназначении человека. «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…».

Наизусть

Сведения о поэте, лиризм, исповедальность, образность, имажинизм

 

История «Исторические личности»

 

 

 

84.

В.В.Маяковский. «Послушайте!» и другие стихотворения. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Урок-беседа, практикум

Сведения о поэте, публицистичность, агитационность, лиризм

 

История «Исторические личности»

 

 

 

85-86.

М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой. Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Наизусть

Сведения о поэтессе

 

 

 

 

 

87.

Н.А. Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого.

Наизусть

Сведения о поэте

 

История «Исторические личности»

 

 

 

88-89.

А.А. Ахматова Трагические интонации в любовной лирике. Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

Наизусть

Сведения о поэтессе

 

История «Исторические личности»

 

 

 

90.

Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. Философская глубина лирики Пастернака.

Урок-беседа, практикум

Сведения о писателе, тематика

 

 

История «Исторические личности»

 

 

 

91-92.

А.Т. Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Образ Никиты Моргунка и его смысловая роль в поэме.

Урок-беседа, практикум

Сведения о писателе, тематика стихов

 

История «Исторические личности»

 

 

 

93.

Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков.

 

Урок внеклассного чтения

 

 

 

 

 

 

94.

Контрольная работа. Зачет по русской лирике 20 века.

 

 

 

 

 

 

 

95.

Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев.

Урок внеклассного чтения

Сведения о поэтах

 

 

 

 

 

96.

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.

Урок-лекция, беседа

Сведения о поэте

 

 

 

 

 

97.

У.Шекспир. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира.

Урок-лекция

Сведения о поэте

 

 

 

 

 

98.

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

Урок внеклассного чтения

 

 

 

 

 

 

99-100.

И.В.Гете. «Фауст» ( обзор с чтением отдельных сцен). «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой личности.

Урок-лекция

 

 

 

 

 

 

101.

Р.Р. Итоговое сочинение (урок развития речи).

Творческая работа

Анализ прочитанного за год

 

 

 

 

 

102.

Итоги года и задания для летнего чтения.

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 23.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»