ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ «ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА» ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ

 

           

В настоящее время в территориях отрабатываются различные модели организации предшкольного образования. Все более востребованной в практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей 5-7 лет на базе дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ.

  При организации предшкольного образования на базе нашей школы мы опирались на рекомендации Министерства образования, культуры и спорта Ленинградской области:

   1.  При  построении  образовательного  процесса установили  учебную нагрузку, руководствуясь    Инструктивно-методическим    письмом   Министерства    образования Российской Федерации от 14.03.2000 года № 65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной   нагрузке   на  детей дошкольного  возраста  в  организованных   формах обучения»;

2.  При построении образовательного процесса использовали методики и содержание дошкольного образования, которые разрабатываются с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 5,5 -7 лет;

3.   Приняли во внимание,  что содержание предшкольного образования не дублируют программы начальной школы.

Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» Виноградовой Н.Ф. определяет две важнейшие цели:

      Социальная цель дать теоретический и практический материал, позволяющий всем участникам педагогического процесса (учителям, логопедам, психологам, родителям) способствовать постепенному вхождению ребенка 6,6 мес. – 7 летнего возраста в школьную жизнь и комфортной его адаптации, формирование у него чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

     Педагогическая цель   занятия не  строятся по типу классно-урочной системы, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе.

        Задачи проекта:

            Программа создается для решения следующих важных вопросов:

 Организация подобной группы отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни детей – будущих первоклассников, их родителей по смягчению периода адаптации к школе, поиску новых технологий для вовлечения детей этого возраста в педпроцесс, способствует созданию условий для стирания граней между домашними детьми и детьми, посещавшими ДОУ.

 Обратили внимание, что содержание образовательного процесса должно быть направлено  не на обучение и пополнение запаса знаний,  умений  и навыков,  а на формирование   у   детей   школьно-значимых   функций   и  умений   (любознательности, творческого     воображения,    коммуникативности,    речи,    мышления,     произвольного внимания,  памяти   и  др.),   развивая   их   в  специфичных   для   этого   возраста  видах деятельности и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования»);

Прием детей осуществлялся по заявлению родителей, медицинскому заключению (медицинская справка) с приложением копии свидетельства о рождении ребенка. Между администрацией школы (в лице директора) и родителями или лицами, их заменяющими, были заключены договора на образовательные услуги.

 

До открытия группы в школе была подготовлена необходимая предметно-образовательная среда. Она включает: помещение для занятий и совместной деятельности детей.

Организация подобной группы отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни детей – будущих первоклассников, их родителей по смягчению периода адаптации к школе, поиску новых технологий для вовлечения детей этого возраста в педпроцесс, способствует созданию условий для стирания граней между домашними детьми и детьми, посещавшими ДОУ.

 

В основу отбора содержания легли следующие принципы:

Основные направления работы:

 

 Прогнозирование навыков обученности.

К концу занятий в группе дети должны иметь представление:

Дети должны иметь обобщенное представление:

Дети должны уметь:

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ценностные ориентиры начального образования:

O  формирование гражданской идентичности - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

O  восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

O   формирование гражданской идентичности - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

O  восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

O  формирование уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,

O  развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

O  формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

O  развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

O  формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

O  формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

O  формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

O  формирование установок на здоровый образ жизни;

O  формирование нетерпимости и умения противодействовать  действиям и влияниям; представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей;

 

Связь предшкольного и начального образования

Общие цели:

·         создание условий гармоничного развития личности

·         обеспечение готовности ребенка к школьному обучению

·         преемственность  ступеней образования

 

Виды универсальных учебных действий

Личностные:

u  Самоопределение

u  Смыслообразование

u  Нравственно - этическое

Регулятивные:

u  Целеполагание

u  Планирование

u  Прогнозирование

u  Контроль (волевая коррекция саморегуляции)

u  оценка

Познавательные:

u  Общеучебные

u  Логические

u  Постановка и решение проблемы

Коммуникативные:

u  Планирование учебного сотрудничества

u  Постановка вопроса

u  Построение речевых высказываний

u  Лидерство и согласовывание действий с партнером

 

Предшкольная ступень образования:

 

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные –самоопределение и смыслообразование

ВПШ (внутренняя позиция школьника)

Мотивация УД

Общепознавательные и коммуникативные

Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии

Предпосылки формирования понятия числа.

Условие освоения математики

Общепознавательные знаково-символические

Дифференциация планов – знак-символ

Предпосылка и условие успешности

овладения чтением (грамотой) и письмом

Регулятивные УУД

Произвольность поведения – действие по образцу и правилу

Направленность на овладение эталонами

обобщенных способов действий

Коммуникативные УУД

Коммуникация как общение, кооперация, условие осознания и усвоения

Развитие учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками. Осознание и усвоение

учебного содержания

 

 

Структура Программы развития УУД

 

u  Определение возрастной формы УУД

u  Выявление условий и факторов развития УУД

u  Разработка системы типовых диагностических задач для оценки сформированности УУД

u  Разработка рекомендаций по формированию УУД:

                1. организация ориентировки в выполнении УУД

                2. организация сотрудничества и совместной деятельности

                3. организация усвоения УУД

u  Выявление связи с учебными предметами

 

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

 

·         положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

·         проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых,  в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии адекватного  содержательного представления о  подготовке к школе;

·         предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки  дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

 

Интегральный показатель -  сформированность внутренней позиции школьника

 на 7-м году жизни:

O  отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

O  положительное отношение к школе при отсутствии  ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

O  возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными.

O  сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

 

Мотивы, характерные для перехода от предшкольного

к начальному образованию

 

v  Широкие социальные мотивы (потребность в социально-значимой деятельности, мотив долга)

v  «Позиционный мотив», вязанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими

v  «Внешние» мотивы ( власть и требования взрослых, утилитарно-прагматическая мотивация и т.д.)

v  Игровой мотив.

v  Мотив получения высокой оценки.

 

Принципы работы с детьми в группе предшкольного образования

 

  Образовательная деятельность данной группы строится с учетом принципов современного образования:

    самоценность дошкольного детства, полнота реализации возможностей ребенка, развитие интеллектуальных, коммуникативных, физических ихудожественных способностей ребенка;

    гуманизация образовательного процесса: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, ориентация на личность;

    средовый подход: использование возможностей социокультурной среды;

    принцип социальной адекватности, предполагающий учет разнообразного влияния окружающей социальной среды;

    принцип педагогической поддержки: оказание помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешностью в дальнейшем обучении.

 

 

 

 

 

 

    Учебный план группы предшкольного образования составлен с учетом соблюдения норм максимальной нагрузки воспитанников – 10 ч в неделю при пятидневной неделе.

  Группа предшкольного образования работает по программе обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф.Виноградовой

 

Структура программы /Пояснительная записка/

      Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «Познаем других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем». Вместе с тем вы деление разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.

Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребенок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу.

Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов, у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.

Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти.

Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию.

Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей стимулирует его развитие речи.

В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов, впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми, начинает постигать определенные правила, принятые в обществе.

Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждая из перечисленных выше работ характеризуется направленностью на получение продукта, обладающего определенными заданными качествами. От ребенка требуется умение добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало привлекает.

Анализ психических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, их деятельности, результаты экспериментальной работы позволили определить содержание систематической подготовки к обучению, которое направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы.

Программа предшкольной подготовки состоит из следующих разделов:

    Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего «Матема­тики» и «Окружающего мира». Например, особое внимание уделяется выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира {число, последовательность, пространственные ориентировки и др.)

В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т.д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимых для успешного освоения программы начальной школы.

Для организации наблюдений в природе последовательность рассмотрения отдельных вопросов курса в процессе преподавания может быть изменена по сравнению с порядком их изложения в программе.

Наши друзья – животные. Домашние животные. Животные нашей местности. Бабочки и жуки, их распознавание на рисунках и в природе, раскрашивание изображений.

Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношения с другими птицами и т.д.). Разнообразие птиц, сравнение их по размеру и окраске.

Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе.

Лягушка, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним.

Зеленые чудо – растения. Растения нашей местности, распознавание их в природе. Декоративные растения: раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян.

Круглый год. Наблюдения сезонных изменений в природе. Времена года.

К концу подготовительной ступени дети должны:

– распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животные;

– перечислять в правильной последовательности времена года.

 

   Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечи­вающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

•   формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

•   логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

•   символическая пропедевтика — подготовка к оперированию знаками.

В математическом содержании предшкольного обучения объединены следующие линии:- арифметическая (числа от 0 до 10), цифра и число

 геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.)

 содержательно – логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

- ориентировка в пространстве

Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная сказка, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу,  выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, между, рядом и др.).

Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева право, справа налево, снизу вверх, сверху вниз', самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

- ориентировка во времени

Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичное - , необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, те, в одно и то же время.

Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (I минута, 10 минут, 1 час). Учить определить, время по часам с точностью до 1 часа

 

К концу предшкольной подготовки дети должны:

– знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначить результат числом;

– знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

– проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различать, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

 

    Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

Раздел «Учимся рисовать». Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:

•   пространственная ориентировка;

•  умение анализировать форму предмета и изображения;

•   развитие воображения;

•  освоение ряда специфических средств художественной выразительности.

Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка, осуществляется переход от ситуационной к контекстной форме речи. На данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления; начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.

Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи.

Если при подготовке к обучению чтению и при работе над совершенствованием связной устной речи в основе лежат слуховые отношения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

Подготовка к обучению к письму – процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движение глаз и руки совершается в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Развитие связной устной речи включает в себя обучение правильному литературному произношению, развитие творческого воображения и образного мышления.

Укрепление и развитие артикуляции предполагает обучение детей четкому произношению слов и фраз; формированию умений менять силу, высоту голоса (мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучение правильному использованию интонационных средств. Важно развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений.

Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок с опорой на иллюстрации, понимание смысловых значений слов способствует развитию интереса к самостоятельному словесному творчеству.

Подготовка к обучению чтению: выделение из речи слов, звуков; знакомство с правильным произношением звуков; выделение звуков из слов типа: “ау”, “уа”, “ум”, “дом”, “сыр”, “кот”, “кит”, и т.п. по порядку; выделение звуков в начале, в конце и в середине слова.

Подготовка к обучению письму: подготовка пишущей руки к письму с помощью обведенных по контуру узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно; знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; работа в ограниченном пространстве (в рабочей строке); знакомство с контуром предмета и его особенностями; развитие образного и творческого мышления; моделирование и конструирование предметов из элементов различной конфигурации.

К завершению подготовки к обучению дети должны:

– правильно произносить все звуки;

– выделять из слов звуки;

– отчетливо и ясно произносить слова;

– выделять слова и предложения из речи;

– раскрывать смысл несложных слов;

– давать описание знакомого предмета;

– пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

– составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

– работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо.